Что нужно знать работодателям и сотрудникам об удаленной работе


С 1 января вступил в силу закон No407-ФЗ от 8 декабря 2020 года. В этой статье мы проанализируем, какие изменения пришли в бизнес, и что следует знать работодателям и сотрудникам.

Пресловутая пандемия и связанные с ней ограничения поставили перед бизнесом много не совсем ясных вопросов в регулировании отношений с сотрудниками — является ли пандемия (или как у нас принято — режим повышенной готовности) сама по себе основанием перевести персонал на удаленку.

Новый закон полностью изменил правила регулирования труда дистанционных сотрудников (статья 49.1 ТК) и ввел 3 ключевых понятия:

  • дистанционная (удаленная) работа — выполнение работы «вне места нахождения работодателя», представительств организации, «вне стационарного рабочего места»;
  • временная дистанционная (удаленная) работа — предусматривает временное выполнение трудовой функции сотрудника, который работает по трудовому договору, вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя;
  • комбинированная дистанционная (удаленная) работа  стационарная занятость на рабочем месте и дистанционная (удаленная) работа.

Таким образом, теперь есть возможность официально установить дополнительно два разных режима удаленки:

  • временный, на срок до 6 месяцев
  • комбинированный, когда сотрудник может работать и дома и в офисе.

Все это требует нового трудового договора или дополнительного соглашения к нему. Договор можно подписать как с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, так и передачей скан. копий через электронную почту и мессенджеры.

 

Что касается заработной платы,

то перевод на дистанционную работу не является основанием для ее снижения. И это значит, что работодатель не имеет права заявить об изменении условий трудового договора в связи с организационными изменениями.

 

Согласие сотрудника.

Новый закон теперь допускает перевод сотрудника на временную дистанционную работу без его согласия.  Это условие действует в случаях, когда органы государственной власти или местного самоуправления вводят режим повышенной готовности в случаях, которые ставят под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия. 

Работодателю в такой ситуации достаточно издать приказ, который будет регламентировать односторонний перевод сотрудников на временную удаленку. В нем необходимо указать следующее:

  •  причины перевода,
  • перечень работников,
  • сроки перевода,
  • порядок предоставления техники и ПО,
  • режим рабочего времени,
  • порядок связи с работодателем,
  • порядок отчетности
  • и прочие организационные вопросы. 

Такой приказ не требует ознакомления сотрудников под роспись. Достаточно сообщить через любой канал связи, позволяющий подтвердить, что документ сотрудником получен (например, электронная почта или мессенджер).

 

Существенный момент.

Очень важным является тот факт, что сотрудника нельзя просто так отправить на удаленку, не обеспечив его необходимым оборудованием и программным обеспечением.

В данном случае должен быть составлен акт о передаче таких средств. Только так работодатель сможет подтвердить, что выполнил свои обязанности, если возникнут разногласия с сотрудниками или Государственной инспекцией труда.

 

Увольнение сотрудников.

Изменения коснулись также и порядка увольнения дистанционных работников. Если раньше сотрудника можно было уволить по любому основанию в рамках трудового договора, то теперь таких оснований осталось два:

  • работник не выходит на связь более 2-х дней со дня запроса
  • сотрудник переехал и не может выполнять обязанности на прежних условиях

Необходимо в обязательном порядке.

Чтобы работодателю исключить ненужные разногласия с сотрудниками в случае оперативного перевода на дистанционную работу, и оформить это в будущем просто дополнительными соглашениями к трудовому договору или приказом об одностороннем переходе в экстренных случаях, необходимо издать приказ, в котором следует прописать следующие условия:

  • какой канал связи выбран для документооборота.
  • Каким образом сотрудники подтверждают, что документы получены.
  • В какой период времени сотрудник обязан регулярно проверять канал связи с работодателем
  • Каким образом сотрудники могут обращаться к работодателю
  • Каким образом персонал будет знакомиться с нормативными документами работодателя
  • Когда работодатель может вызвать сотрудника в офис
  • Как компания обеспечивает сотрудников программно-техническими средствами

 

К пандемии и к тому, что она внесла в нашу жизнь можно относиться по-разному. Но теперь, это свершившийся факт, который заставил нас многое пересмотреть.

Вступивший в силу закон однозначно можно считать положительным моментом. Потому, что он дал четкое и понятное правовое регулирование для работодателей. А с другой стороны позволил удаленным работникам чувствовать себя более защищенными, потому что перечень оснований для увольнения стал закрытым, а порядок обмена информацией понятным.

Если вы еще не оформили необходимые приказы для своей организации поделитесь этой статьей в соц. сети, чтобы не потерять.

Команда Бизнес клуба КрылИя

Список курсов и  тренингов для организаций вы можете найти здесь

 

Поделиться ссылкой:



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *